Загадка века - является ли SARS-CoV-2 зоонозом или сюрпризом из лаборатории?

90-дневное расследование по особому поручению президента США Джо Байдена завершилось, но разведывательное сообщество так и не пришло к однозначному выводу. Ожидается, что элементы отчета будут рассекречены и обнародованы в ближайшем будущем.

В отчете отсутствует прямое указание на один источник как вероятное происхождение вспышки, что повторяет предыдущие оценки разведки, отметил один из официальных лиц.

Предыдущий анализ, подготовленный для Байдена, основные результаты которого были обнародованы в мае, признал разногласия по поводу того, передавался ли вирус от животных человеку естественным путем - преобладающая теория ученых - или же он просочился из Уханьского института вирусологии - популярное среди республиканцев утверждение, которое также не исключается экспертами.

То, что новый отчет не исключает утечку из лаборатории, может усилить напряженность между Вашингтоном и Пекином перед потенциальной встречей Байдена и президента Си Цзиньпина на саммите “Группы 20” этой осенью.

Китайские официальные лица неоднократно отрицали, что лаборатория была источником вспышки, а представитель министерства иностранных дел заявил в мае, что Байден участвовал в «политических манипуляциях», заказывая последний отчет.

Сенатор Марко Рубио, республиканец из Флориды, призвал к немедленному рассекречиванию отчета разведки и к принятию закона, разрешающего санкции в отношении Китая, если страна не позволит провести полное расследование.

В исследовательском документе, опубликованном в июне в онлайн-журнале Scientific Reports, содержатся данные и фотографические доказательства, подтверждающие теорию о том, что вспышка заболевания возникла из-за зараженных диких животных. В нем сообщается, что несколько видов животных, которые могут быть хозяевами коронавирусов, годами продавались в магазинах по всему городу, в том числе на ныне печально известном рынке дикой природы, связанном со вспышкой. Байден сказал, что США искали потенциальную «аварию» на лаборатории, подразумевая этим отказ от необоснованных утверждений, что Китай, возможно, намеренно выпустил вирус.

Директор национальной разведки Байдена Аврил Хейнс заявила в июне, что две конкурирующие теории остаются предметом споров, и признала, что твердого вывода может и не быть. «Мы надеемся найти дымящийся пистолет, но этого может и не случиться», - сказала она.

В отчете Всемирной организации здравоохранения ранее в этом году говорилось, что наиболее вероятным источником вируса было распространение его на людей от летучих мышей через неустановленное животное-посредник. Белый дом раскритиковал отчет как неполный и лишенный важных данных, а генеральный директор ВОЗ Тедрос Адханом Гебрейесус сказал, что он «недостаточно обширен».

Энтони Фаучи, советник Байдена, повторил, что он считает маловероятным, что вирус пришел из лаборатории. Он также предупредил, что неопределенность может сохраниться, отметив, что происхождение вспышки Эболы в 2014 году до сих пор полностью не изучено.

Республиканцы сосредоточились на теории лабораторных утечек. Некоторые официальные лица в администрации бывшего президента Дональда Трампа, в том числе его госсекретарь Майкл Помпео и бывший директор Центров по контролю и профилактике заболеваний Роберт Редфилд, заявили, что доказательства указывают на утечку из лаборатории.

В секретной информации, впервые обнародованной в последние дни правления администрации Трампа, говорилось, что трое неопознанных сотрудников Уханьского института вирусологии - одного из выдающихся исследовательских институтов мира, изучающих коронавирусы, - обращались в больницу в ноябре 2019 года с гриппоподобными симптомами, что само по себе не является тревожным сигналом, так как в Китае люди обращаются в больницу по поводу обычных и легких заболеваний. Однако упорный отказ китайских властей разрешить проведение более интенсивного расследования международными следователями подогревает подозрения.