Коллективное письмо Президенту АР Ильхаму Алиеву, первому вице-президенту Мехрибан Алиевой и омбудсмену Сабине Алиевой против полной изоляции на выходных.

Уважаемый господин Президент Азербайджанской Республики Ильхам Гейдар оглы Алиев, уважаемая госпожа первый вице-президент Азербайджанской Республики Мехрибан Ариф кызы Алиева и госпожа омбудсмен Сабина Яшар гызы Алиева. Мы, граждане Азербайджанской республики, хотим выразить свою обеспокоенность введением непродуманного, двухдневного ограничения всяких передвижений граждан 6-го и 7-го июня 2020 года, введенных Оперативным штабом при Кабинете министров Азербайджанской Республики. Люди были фактически посажены под домашний арест в 5 регионах. Безусловно, карантинные меры, принятые по всему миру и в том числе у нас в стране, направленные на борьбу с распространением пандемии коронавируса, необходимы и эффективны. Высоко оценивая ряд прошлых шагов по предотвращению распространения инфекции, мы просим провести проверку той вакханалии, в которую погрузились 5 регионов нашей страны в указанный период.

Свое обращение мы мотивируем следующим:

 

1) В социальных сетях люди, конкретно называя имена пациентов и время вызова скорой помощи, жаловались на то, что бригады не успевали приезжать на вызовы. Некоторые бригады приходилось ждать до 9 часов и более. Часть вызовов так и не были исполнены. Кто-то скончался, не дождавшись врача.

 

2) Мы, врачи и общественно активные граждане, получали десятки сообщений о том, что по номерам 103, 102 и других горячих линий было невозможно дозвониться. Люди, так и не дозвонившись до экстренных служб, были вынуждены, нарушая распоряжение Кабинета министров, выходить на улицы. Люди с инфарктами, инсультами, родовыми схватками. Родственники только что умерших людей. Все они, не имея возможности дозвониться до экстренных служб, столкнулись с тяжелым выбором между нарушением закона и неоказанием помощи близким.

 

3) На срок двое суток людей лишили возможности выгула домашних собак.

 

4) На срок двое суток людей лишили возможности приобрести лекарства, а зачастую без медицинского образования невозможно предсказать, какие препараты вам понадобятся и закупить их.

 

5) Пациенты с психическими расстройствами, находящиеся в домах на попечении родни, а также пациенты (в том числе дети) с особенностями психического развития (например, аутизм), итак пострадавшие от того, что во время карантина лишились плановых занятий с педагогами и логопедами, в эти дни домашнего ареста пережили сильнейшее эмоциональное потрясение сами и причинили сильные моральные страдания близким.

 

6) При прорыве канализации, бытовой аварии, связанной с обеспечением квартир светом, водой и т.д., люди были лишены возможности быстро и эффективно справиться с ситуацией.

 

7) В летнюю бакинскую жару люди были вынуждены хранить все свои бытовые отходы двое суток в своих жилищах, что создало серьезные риски обострения санитарно-эпидемиологической обстановки в стране в целом.

Можно собрать и предоставить компетентным органам тысячи подобных примеров. Они демонстрируют, что именно в таком виде, как это было сделано, решение Оперативного штаба при Кабинете Министров о закрытии в своих домах жителей пяти регионов нашей страны было преждевременным, непродуманным и, главное, необоснованным. У Оперативного штаба уже были рабочие, эффективные и не влекущие катастрофических, разрушительных последствий решения, показавшие свою эффективность этой весной. Этот режим успешно действовал до 31 мая и был продлен до 15 июня. Пока в стране работала система СМС, статистика неуклонно демонстрировала сначала стабилизацию, а затем и снижение количества заражений. Все это работало без тотального двухдневного заточения граждан.

Не лучше ли было использовать решения, показавшие свою эффективность ранее? Когда разрешение на выход из дома граждане получали автоматически через СМС, а полиции оставалось лишь регулировать исполнение данного режима, наша полиция имела больше возможностей проявить себя самым достойным образом, не провоцируя людей, что она и сделала в тот период, обеспечивая прозрачность и легальность своей работы.

Новый же режим тотального запрета на перемещение вынудил сотрудников МВД выступить в роли карателей.  Патрульные машины, ездившие по городу и сообщавшие гражданам о том, что они лишены права покидать дома, многим напомнили кадры художественных фильмов о II Мировой войне и поведение в них оккупантов, разъезжавших на автомобилях с громкоговорителями. Да, нас призывали выполнять постановление, принятое непродуманно, и мы в большинстве своем исполнили его, даже считая ошибочным, а возможно и незаконным.

Очевидно, что двухдневный домашний арест жителей пяти регионов нашей страны оказался неэффективным и нецелесообразным. Ущерб был нанесен как конкретным гражданам, так и обществу в целом, престижу государства и доверию к власти.

 

Народ, озлобленный решением Кабинета министров, начал сочинять анекдоты и байки; в ситуацию вмешались силы, желающие социальной дестабилизации. Этими силами в общественный дискурс был вброшен миф, о том, что власти запирают дома людей, чтобы предотвратить большие протестные скопления и митинги оппозиции в свободный воскресный день. Миф этот очевидно не имеет под собой никакой почвы, учитывая уровень поддержки властей со стороны населения, однако непродуманное решение Кабинета министров о локализации людей в домах 6 и 7 июня дает почву для подобных спекуляций.

Мы надеемся, что и это будет учтено при принятии дальнейших решений.

Мы просим Вас, господин Президент, как главу исполнительной власти Азербайджанской Республики, Вас, госпожа первый вице-президент, как человека, также имеющего исполнительные полномочия и авторитет в народе, и Вас, госпожа омбудсмен, как правозащитника, инициировать самые серьезные проверки как в отношении самого решения Кабинета министров, так и в отношении его исполнения на местах. Также мы хотим знать, почему случился коллапс государственных служб, и хотим быть уверены, что подобное не повторится в будущем.

Мы надеемся, что, господин Президент, Вы услышите нашу просьбу и дадите указание Кабинету министров и, в первую очередь, уважаемому господину премьер-министру Али Идаят оглу Асадову, без промедления пересмотреть последние постановления об ужесточении карантинного режима, выявить нарушения на местах и компенсировать пострадавшим материальные и моральные потери. Мы также просим исключить полный домашний арест из арсенала противоэпидемиологических мер и использовать только уже проверенные ранее меры, не ставящие жизни и здоровье граждан в условия повышенных рисков.

Мы верим, что наши предложения будут рассмотрены и приняты Вами, и благодарим Вас за это. Всегда верящие в Вас, всегда вместе с Вами до конца и в будущем, Ваши граждане.