Отслеживание данных с целью выяснить, какая самая лучшая политика в отношении пандемии

С начала пандемии COVID-19 тысячи ученых и добровольцев в десятках команд внимательно отслеживали меры, принятые правительствами для сдерживания распространения вирусов - от закрытия ресторанов до обязательного ношения масок. Они надеются выяснить, какая политика наиболее эффективна.

Сбор и анализ данных - гигантская задача. На семинаре в прошлом месяце и на публичной конференции на этой неделе ученые, вовлеченные в 50 из этих баз данных по отслеживанию, встретились и обсудили будущие планы. Питер Климек, физик-математик из Венского научного центра сложности (CSH) и Венского медицинского университета, который участвует в проекте отслеживания (трекере) CSH, объясняет масштабы задачи.

 

Сколько работы ушло на эти трекеры?

Только в нашем трекере более 40 добровольцев и ученых участвовали в присвоении кодов более чем 11 000 мерам в 57 странах. Есть много других трекеров, и у некоторых, таких как консорциум CoronaNet и трекера реакции правительства Оксфордского университета, есть сотни добровольцев и исследователей.

Некоторые усилия по отслеживанию получили финансирование, но большинство из них испытывают трудности из-за нехватки денег, а некоторые пришлось прекратить. Также непросто поддерживать мотивацию волонтеров. Для некоторых отслеживание воздействия мер сдерживания - это способ справиться со стрессом, вызванным пандемией; они находят семью единомышленников. Но когда кто-то уходит из проекта, мы теряем накопленный им опыт, и в некоторых регионах могут возникать задержки с доступностью данных.

 

Как использовались трекеры?

Мы консультируем правительство Австрии о мерах политики по сдерживанию распространения коронавируса и недопущению перегрузки системы здравоохранения. Когда нам задают вопросы, например, почему в одних странах цифры гораздо меньше, чем в других, мы в первую очередь обращаем внимание на базы данных, отслеживающие вмешательства государства.

Мы до сих пор не знаем, как лучше всего облачить данные из систем отслеживания в математические модели. Но трекеры - это уникальная сокровищница, которую мы можем использовать для превращения эпидемиологического моделирования в науку, основанную на данных, и для подготовки к следующей пандемии.

 

Что они нам говорят на данный момент?

Когда многие страны одновременно применяли различные меры контроля, мы очень мало знали о последствиях государственного вмешательства. Когда стало доступно больше данных, мы обнаружили, что комендантский час, отмена собраний и закрытие школ, магазинов и ресторанов были одними из наиболее эффективных мер политики.

Но при анализе различных трекеров нет единого мнения о том, как классифицировать эти меры. Например, нет уверенности в том, что строго ограничительные меры автоматически более эффективны, чем разумное сочетание сравнительно скромных ограничений и лучших сроков их внедрения.

 

Почему трудно оценить эффект от вмешательств?

Трудно отделить эффекты какой-либо конкретной меры от последствий других вмешательств. Существует множество статистических подходов к разделению взаимосвязей в сложных системах, но ни один из них не идеален. Чтобы проанализировать эффекты, которые могут иметь различные меры, мы также должны правильно закодировать каждую меру, что является чрезвычайно сложной задачей. Например, социокультурные факторы могут сделать социальное дистанцирование более эффективным в одной стране, чем в другой.

Эффекты вмешательств также меняются со временем. Опасно сравнивать первую волну пандемии со второй или третьей волной. Ситуация усложнилась, поскольку вмешательство государства стало более разнообразным, а люди менее охотно соблюдают ограничения. В то же время ситуация становится все более актуальной, поскольку появляются и распространяются новые вирусные варианты.

 

Почему бы не совместить трекеры?

У каждого трекера есть свои аспекты и перспективы. Некоторые действительно объединяют данные из разных баз данных, включая базу данных Всемирной организации здравоохранения. Но это происходит за счет потери в некоторой степени детализации, которая могла быть у исходных баз данных.

 

Как такая работа может измениться в будущем?

Растет общественное и политическое давление с целью понять гипотетические сценарии: как невыполнение определенных мер могло бы изменить ход пандемии. Например, действительно ли нужно было закрывать школы? Или окажется, что социальные и экономические издержки перевешивают выгоды, связанные со здоровьем?

Помочь может сравнение ситуации со странами, которые не приняли ту или иную меру, но это сложно. Если политика не записана в трекере, это может быть проблемой. Без надежных данных трекера не будет убедительных доказательств, чтобы ответить на такие вопросы.